Этим летом исполнилось два года с момента принятия Закона Украины «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» № 768-IX. После более чем одиннадцати лет существования вне легального правового поля игорный бизнес вышел из подполья и вернулся на белый рынок.
Это возвращение было достаточно агрессивно воспринято теми, кто за много лет привык к нелегальным доходам и мошенническим заработкам. И против легального гемблинга началась мощная информационная кампания, одним из основных тезисов которой стало предположение, что после легализации азартных игр в Украине стремительно вырастет количество лудоманов.
Этот миф постоянно подпитывается нелегалами посредством различных заказных материалов, опирающихся либо на сплошные выдумки, либо на описание единичных случаев со времен существования только черного рынка азартных игр.
В реальности и зарубежные, и отечественные исследования доказывают, что уровень распространения игровой зависимости в цивилизованных странах – сверхнизкий. Прежде всего потому, что там:
есть легальный рынок азартных игр;
работают национальные регуляторы;
лицензированные организаторы гемблинга придерживаются принципов ответственной игры.
Едва ли не наиболее показательным в отношении преувеличения веса лудомании как проблемы в общественной жизни является результат очередного ежеквартального исследования, обнародованного Gambling Commission (британским национальным регулятором). Согласно ему, уровень проблемности азартных игр в Великобритании остается относительно стабильным и составляет 0,2% тех, кто хоть раз играл в азартные игры за последние 12 месяцев.
Статистически значимой разницы ни между гендерными, ни между возрастными группами исследование не выявило, поскольку имеющиеся разногласия вкладываются в интервал погрешности, обусловленный методологией его проведения.
Так, уровень проблемности азартных игр среди опрошенных мужчин составил 0,3%, а среди женщин – 0,1%. Что касается возрастных групп, то самым высоким он был среди 16 — 24-летних (0,8%), а самым низким – среди лиц старше 65 лет (0,1%). В других возрастных категориях этот показатель колебался в пределах 0,2 – 0,3%.
Следует отметить, что, несмотря на такие низкие показатели проблемности азартных игр, которые ежеквартально (т.е. каждые три месяца!) подтверждаются новыми мониторинговыми исследованиями, Gambling Commission планирует ввести новую методологию для измерения уровня распространенности и проблемности азартных игр из-за критики того, что в опросе, возможно, были завышены индексы азартных игроков, что искусственно увеличило оцениваемый уровень ущерба.
Напомним, что Всеукраинский совет гемблинга (Ukrainian Gambling Council), объединяющий более 80% компаний – лицензированных организаторов отечественного игорного бизнеса, на протяжении 2021 — 2022 гг. провел уже два исследования относительно отношения украинцев к гемблингу. Первое – в октябре 2021 года, а второе – в начале февраля 2022 года.
Оба опроса показали, что более 92% украинцев за последние 12 месяцев не играли в азартные игры на деньги и не планируют играть в будущем. И только 7 — 8% имели такой опыт или хотят его приобрести. Для сравнения: 42,9% британцев участвовали по меньшей мере в одной из форм азартных игр в течение предыдущих четырех недель.
То есть украинцы – нация, которая не играет. Соответственно, и проблема лудомании у нас намного меньше, и никаких предпосылок, что эта ситуация изменится, пока нет.